Обзор на фильм “Афоня” 

Фильм снят режиссером Георгия Данелии в 1975 году. Главный герой картины сантехник 4 разряда Борщов Афанасий. Мужчина предприимчивый умеющий зарабатывать деньги и живет не только на оклад. Для того, чтобы добиться своего постоянно давит на жалость и изображает жертву. Так при посадке в автобус стал волочить ногу притворившись инвалидом и садится на переднюю площадку автобуса, где расположены места для пассажиров с детьми и инвалидов. Кассиру давит на жалость, что с деревни приехал больной племянник. Когда не дают практикантов, тоже изображает жертву “стоит человеку один раз оступиться…” 

Он любит выпить и женщин в возрасте, на молодую Екатерину не обращает внимания, хоть она постоянно за ним бегает. Напившись, привел собутыльника к себе домой, где его ожидала женщина, с которой он встречался 2 года. Она дважды вышвыривает из квартиры случайного собутыльника Николая, которого играет Леонов. И устраивает скандал, тоже “включает жертву”, что потратила на него 2 года в надежде, что он на ней женится. Она собирается уйти из квартиры, но Афоня решает показать, что он мужчина и повышает голос, командует ей что бы она вернулась. Женщина возвращается и дает ему пощечину. Утром Борщов едет на работу и дремлет в автобусе, не проспавшись с похмелья. В кадре еще несколько мужчин, которые так же себя ведут, скорее всего режиссёр хотел показать, что это распространенное явление. 

На работе в домоуправление его руководитель женщина 42 лет, Людмила Ивановна. Незамужняя и ищет мужчину, поэтому на диете. Она занимает должность мастера и руководит четырьмя слесарями. Ей подчиняются, но авторитета у нее нет. Должности мастера она не соответствует, так во время прорыва трубы в подвале, стоит у порога и вместо того, чтобы оценить масштаб аварии лично, спрашивает у Афанасия можно ли спасти ситуацию поставив хомут. Афоня перекрывает кран и уходит домой, его рабочий день окончен, а 300 квартир без воды — это не его забота. Людмила Ивановна мастер, пусть она и думает. Она беспомощно отпускает его домой, а затем на собрании ЖЭКа жалуется на него, что он оставил без воды 3 дома. У нее нет авторитета и мужчины ей подчиняются скорее по привычке, как и всем женщин в советском обществе. Ведь мальчикам с детского возраста внушается мысль, что девочек обижать нельзя, а обижаются они всегда, когда что-то происходит не так как они хотят.

К Борщову приходит пожить случайный собутыльник штукатур Николай, которого выгнала из дома жена Клавдия. В дальнейшем зритель узнает, что у Николая аллергия на спиртное, но он любит рыбалку, жена скандалит по этому поводу и мотыля выбросила в унитаз, а удочки поломала. Жена бывала в Риге и Венгрии, где она бегает по магазинам и ничего не видела, про что не спросишь. Парик себе привезла и довольна. Николаю привезла галстук и шляпу. Причем Николай не любитель выпить и видно, что дома на кухне он привык готовить. Так же обращает внимание на себя тот факт, что его жена, когда выгнала его из дома, обещала дать второй комплект белья, когда заберет его из прачечной. То есть получается, что она ему не кухарка и не прачка, а женщина, у которой жизнь одна и она хочет ее прожить в поездках на отдых, покупая модные вещи того времени. 

Выясняется, что Афанасий сирота, отец погиб в войну, мать умерла, когда ему был 1 год и его воспитала тетка. Получается, что он рос без отца, без мужского воспитания. Он вспоминает, что она порезала свое единственное платья и сшила ему рубашку в школу. Ее жениха убили в финскую, и она так и прожила одна. Напиваясь, Афоня отключает внутреннего взрослого и родителя и превращается в ребенка. Это и является целью его попоек. 

Его собутыльник Федул все пропил из дома и бьет сына и жену. После собрания, где коллектив порицал Борщова за его пьяные выходки с купанием в фонтане и дракой на танцах, после чего его перевели в разнорабочие, к нему приходит руководитель домоуправления, потому что его отправила жена. Она решила, что с Афоней нужно поговорить и успокоить. 

Квартирант Николай жалуется на отсутствие телевизора в квартире, потому что не знает, что там решило ООН. Сын Николая в армии и за ним нужен присмотр, потому что он носил длинные волосы. Афанасий живет как ему нравится, он сам хозяин своей жизни, поэтому у него нет потребности знать, что решили в ООН. Николай же “затюканный женой” Он “решает” глобальные мировые вопросы, бытовые с покупками и детьми решает Клавдия, которая и распоряжается семейным бюджетом. 

Когда Николай решает вернуться к жене потому, что сын возвращается из армии, “а какой пример он ему подает”, Борщов очень расстроен. Он чувствует одиночество и ненужность. Просит Колю пожить еще, но он уходит. Он даже пытается торговаться с Николаем, что купит телевизор. Нужно заметить, что быт слесаря, который продает прокладку на кран за 2,8 рубля и кормит обедом 2-х практикантов, непритязателен (стоимость бутылки водки, “жидкая валюта” как говорили в СССР, за которую можно было решить почти любой вопрос). У него нет шкафа и вещи он хранит в чемодане, в ванной разбитое зеркало, что в сравнении с жильем женщин выглядит просто убого. Не потому, что у него нет денег, просто для него все — это не является важным, как и для большинства мужчин. В быту не прихотлив. После чего Афоня уезжает в деревню, где узнает, что его тетка год назад умерла и он ее после армии ни разу не видел. После этого ему все равно куда лететь. 

Интересен любовный треугольник Афоня, фельдшер Екатерина Снегирева и Елена Орлова из квартиры 38. Почему Борщов избегает Катю, хотя видно, что он ей нравится и ищет встречи с Еленой? Обе молодые женщины примерно одного возраста, внешне одна стоит другой. Дело в том, что Снегирева ведет себя так же, как и другие женщины, она инициативная, она, как и его первая подруга выбрала его и будет 2 года ждать, что они поженятся. Она будет решать в их семье (если поженятся). Елена же позиционирует себя беспомощной женщиной, она кажется праздной бездельницей от скуки, раскладывающей пасьянс. Она не контролирует работу слесаря, когда он меняет раковину, не командует, она умеет благодарить и восхищаться Афанасием. Восхищается тем, кого считают циником, вымогателем, дебоширом. Его в обществе не ценят, а скорее терпят. Елена же называет его “добрый крокодил Гена”, для нее он мужчина —  герой, спаситель, ведь она совершенно беспомощная. И вся психологическая защита от внешнего мира исчезает у Афанасия. Слетает цинизм, пренебрежение мнением окружающих рядом с ней. В своих мечтах главный герой фильма уже создал с ней семью и нарожал детей. Совершенно на него не похоже, когда он без оплаты начинает менять мойки у других жильцов и устанавливать ей в квартиру. Но он не один ценитель таких женственных дам, в очередной свой визит он понимает, что он не сможет выдержать конкуренции за эту женщину с элитой советского общества, которые могут себе позволить ездить на волгах и ремонт в 38 квартире (обои, мебель) намекает зрителю на то, что у жильцов достаток выше среднего и есть доступ к дефициту и импорту. 

Что режиссёр хотел показать этим фильмом? Что в 70-х годах в СССР был расцвет феминизма. Женщины занимали руководящие посты, и вся цель их жизни сводилась к мелкобуржуазной погоне за дефицитом. Мужчины отдавали женщинам всю зарплату и единственной целью у многих было собраться втроем и на выданный утром женой 1 рубль купить бутылку водки за 2,8рубля и на 20 копеек сырок дружбу или 100 граммов соленой кильки. Обычным явлением был мужчина у магазина, спрятавший пальцы между пуговицами рубашки так, чтобы сверху был один или два пальца. Условный сигнал, что ищут компанию выпить, показывающий сколько людей еще нужно до троих человек. Мужчинам было некомфортно жить в таком матриархальном мире, где он ничего не решал и подчинялся женщинам. Даже начальник пришел поговорить, потому что его жена послала.  

Резюмируя, нужно сказать, что феминизация общества ведет к инфантилизации мужчин, не благополучности подростков и алкоголизации. Отдав зарплату жене, муж снимает с себя дальнейшую ответственность. Он выполнил свой долг. Дальше не ему не хватает денег на семью, а женщине. Именно ей он говорит, что она не умеет рачительно вести хозяйство. Широко известным фактом является то, что если у кошки отнимать пойманных мышей, то она перестает их ловить. Поэтому в интересах женщин переложить ответственность за траты на мужчин и самоустраниться. Посмотрите на азиатские или кавказские семьи. Там мужчина решает, как зарабатывать и на что тратить. И ответьте себе на вопрос, у какой женщины больше золота и какая семья живет сытнее? Российская, азиатская или кавказская? Где женщина чувствует себя более защищенной и охотнее рожает детей? 

4.2 5 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x